Страницы

пятница, 9 августа 2013 г.

Сказка о городе Стилереченске и его жителях (из "Заветного сундучка")



Думаю, друзья, вы со мной согласитесь в том, что любой материал школьной программы будет восприниматься легко и запомнится надолго, если его "очеловечить", как, например,  "очеловечивали" его мы с ребятами, создавая лингвистические сказки.

Ребята, увлеченные созданием лингвистических  сказок в 5-7 классах, не расставались  со сказкой  и став совсем взрослыми. Продолжали  писать их, выполняя задания к урокам стилистики. Только произведения становились более зрелыми, более оригинальными.

Вот, например, как органично включила в сказку одиннадцатиклассница Лена К. выполнение задания из учебника Солганика Г.Я. "Русский язык. Стилистика, 10-11 кл".

Задание следующее:  "Попытайтесь передать содержание отрывка средствами пяти стилей".

Вот отрывок: "Три вечера я пытался решить эту задачу и только сегодня понял, что неправильно составил чертеж. Изменил его, и сразу получилось. Проверил по ответу – все правильно".

А вот работа Лены К.:


Сказка о городе Стилереченске и его жителях

В некотором королевстве с певучим названием Лингвистика был город Стилереченск. Правила тем городом старшая дочь короля Лингва принцесса Стилистика. Город Стилереченск был разделен на пять районов: Разговорный, Научный, Официально-деловой, Публицистический и Художественный.

 В Разговорном районе жили люди разного звания: мастеровые, рабочие, крестьяне, переехавшие в Стилереченск  из разных концов огромной Лингвистики.  Речь жителей Разговорного района была весьма пестрой. Здесь постоянно звучали диалоги, причем речь собеседников была непосредственной, ее никто никогда не готовил заранее.  Звучали в речи жителей Разговорного района просторечные слова (башка, морда, жрать), встречались диалектные (загодя, склизко), не гнушались разговорореченцы даже бранными словами.

В Научном районе жили сплошь ученые - умные, в очках. И беседы вели они ученые: о молекулах и атомах, о катетах и гипотенузах, о фонемах и морфемах, о параллелях и меридианах.

В третьем районе – Официально-деловом – жили в основном чиновники. Речь их была строго регламентированной. Они постоянно произносили фразы: «Я проживаю…», «обязуюсь выполнить», «на основании вышеизложенного»…

В Публицистическом районе жили журналисты, разного рода политики. Все они были прекрасными ораторами.  И это не мудрено: ведь главная цель их речей была сагитировать на что-то, убедить в чем-то, пропагандировать что-то. Поэтому их речь звучала призывно, в ней было много риторических вопросов, обращений и восклицаний.

А в Художественном районе жили писатели: поэты и прозаики. В первую очередь эстетическое наслаждение хотели доставить они всем, к кому обращались, воздействовать на чувства, затронуть тонкие струны души. Поэтому всеми своими силами они старались превратить слова в образы. И то, что в обыденной речи могло показаться странным, здесь было прекрасным. Они могли, например, сказать: «Я шел босым сердцем по мелкой злобе и гадостям жизни, как по острым гвоздям, по толченому стеклу». И никто не возмущался и не говорил, что босыми могут быть только ноги, каждый понимал, что у говорящего действительно было «босое сердце», т.е. был он человеком незащищенным, легко уязвимым, остро чувствующим обиду и несправедливость.

Об одном и том же стилереченцы из разных районов могли рассказать по-разному. Содержание отрывка «Три вечера я пытался решить эту задачу и только сегодня понял, что неправильно составил чертеж. Изменил его, и сразу получилось. Проверил по ответу – все правильно»  они передали так:


Жители Разговорного района:
«Прикинь! Три вечера бился над этой чертовой задачей! А сегодня вдруг осенило: вот балда! С чертежом-то накосячил! Изменил – чувствую: ништяк! В ответ заглянул – все окей!»




Жители Публицистического района:
«Часто приходится нам по достоинству оценивать народную мудрость. Как, например, не согласиться с пословицей: «Терпенье и труд все перетрут»? Бывает, бьешься над решением трудной задачи. Вечер, другой, третий… Одним способом пытаешься решить, вторым. Уже подумываешь: не бросить ли? И вдруг – награда за труд и терпение: понимаешь, что чертеж составил неправильно. Исправишь его – и сразу все получается: задача с ответом сходится!»
              
 

Жители Научного района:
«В течение трех вечеров попытки решить данную задачу не привели к нужному результату. Сегодня я пришел к пониманию того, что чертеж, составленный мной, не соответствует условию задачи. Изменив чертеж и приведя решение задачи в  соответствие с ним, я получил ответ, точно совпавший с ответом в учебнике».
           


Жители Официально-делового района:
«Я, нижеподписавшийся, в продолжение трех вечеров (13, 14, 15 мая) предпринимал попытки привести к верному решению задачу. Сегодня, т.е. 16 мая 2006 года, я понял, что мною неверно составлен чертеж. Изменив чертеж, я получил искомый ответ.
                                                                  Иванов А.П.
                                                                  16 мая 2008 г.» 



Жители Художественного района:
«Три мучительно долгих вечера я пытался раскусить крепкий орешек: голову ломал, решая задачу. А сегодня на меня вдруг снизошло вдохновение – я понял, что неправильно составил чертеж. Изменил его – и он сразу заиграл всеми своими гранями, и получить правильный ответ не составило труда». 


Однажды принцесса Стилистика созвала жителей всех районов Стилереченска на большую площадь, находящуюся около своего дворца. Надо было решить один важный вопрос: как общаться между собой жителям города. Долго совещались стилереченцы, наконец представители всех районов отправились на доклад к принцессе. А вот что и как они ей говорили – это уже в другой сказке.

                         

15 комментариев:

  1. Замечательная сказка! Умница, Леночка! Всего доброго!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересные сказки и истории. Молодцы, ребята!

    ОтветитьУдалить
  3. Почитала - какие молодцы, ваши ребята, Людмила Николаевна! Счастья им и здоровья!

    ОтветитьУдалить
  4. Интересно. Молодцы ребята.У меня тоже есть сказки про путешествия молекул, про то, как фонарь любил свою тень. Дети так замечательно сочиняют.

    ОтветитьУдалить
  5. Любовь Хворостова9 августа 2013 г. в 08:30

    Прекрасная работа! Хорошо учили, Людмила Николаевна!

    ОтветитьУдалить
  6. Замечательно, Людмила Николаевна. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  7. Сколько таланта и фантазии. Спасибо учителю, она действительно развивает своих питомцев.

    ОтветитьУдалить
  8. Прям Шахеризада! ))) Очень понравилась сказка! Молодчина Леночка!!!

    ОтветитьУдалить
  9. Браво.Беру себе как образец! Спасибо,Людмила Николаевна, спасибо, талантливые дети.

    ОтветитьУдалить
  10. Чудесные детки,талантливые. Заслуга твоя, Людочка!

    ОтветитьУдалить
  11. Виктория Сергеева11 августа 2013 г. в 09:17

    Какая потрясающая сказка! Тоже беру с Вашего позволения в качестве образца. Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо огромное!

    ОтветитьУдалить
  13. Благодарю Вас, Людмила Николаевна, обязательно воспользуюсь этим прекрасным материалом!

    ОтветитьУдалить
  14. Удивляюсь фантазии ваших учеников,Людмила Николаевна! Умницы!!!

    ОтветитьУдалить