Страницы

понедельник, 24 февраля 2014 г.

Готовимся к ЕГЭ. Часть С. Сочинение по тексту И. Маслова о современных подростках

Продолжаем публикацию сочинений по текстам со страницы "Обсуждаем тексты вместе". Данное сочинение  - к тексту № 4. Сочинение ни в коей мере не претендует на роль образца. Это один из вариантов видения проблемы. Буду рада, если каждый увидит и раскроет ее по-своему.





«О времена! О нравы!»  Так и хочется, прочитав текст И.А Маслова, воскликнуть словами Цицерона, произнесенными великим оратором  двадцать веков назад.

И.А. Маслов,  поэт, прозаик, публицист, автор книг, посвященных истории, размышляет о нашем времени и о современной молодежи.  Одна из проблем, волнующих писателя, - проблема определения жизненных приоритетов нынешнего юного  поколения. Каковы они у молодежи? Что влияет на выбор жизненных установок современных подростков? На эти вопросы старается ответить автор статьи. 

Характеризуя современных подростков, автор рисует тех, что живут по принципу: «Бери от жизни все», но при этом «не умеют  делать что-либо просто так, по велению души», тех, что убеждены: «взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей». Вместе с тем автор отмечает, что у современной молодежи «немало и положительных ориентиров.  Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать… ». Говоря о том, что молодежь «разношерстная», И. Маслов старается разобраться и в причинах «перекосов», в тех объективных основах, которые определяют жизненные приоритеты. 

Позиция автора такова: на выбор подростков своих жизненных приоритетов влияют  целевые установки общества; большое влияние оказывает телевидение и круг общения. 

С выводами автора нельзя не согласиться. Действительно, изменения в политической, социальной, экономической обстановке в  стране диктуют новые порядки и новые ценности, сформировать и закрепить  которые в сознании подростков помогает телевидение и ближайшее окружение.  Множество примеров, подтверждающих это, мы находим и в жизни и в современной литературе. 

Довольно интересные данные я нашла в публикации Института социологии РАН «Молодежь новой России: ценностные приоритеты».  Авторы публикации отмечают, что современные жизненные реалии достаточно суровы и подвергают нравственность россиян серьезным испытаниям на прочность.  Большинство молодежи (55%) сегодня вынуждены признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы.  Чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные нормы. Противоположной точки зрения, что лучше не добиться успеха, но не переступить через нормы морали, придерживаются лишь 44% молодежи. Благо, они есть – и это вселяет надежду.

Время, ближайшее окружение формируют  характер и жизненные приоритеты Тани, героини рассказа Л. Петрушевской «Глюк». В рассказе отображены не просто какие-то конкретные люди, а превратности и пороки всего нашего тяжело больного общества. Стараясь завоевать друзей, Таня легко соглашается со всеми дурными их идеями.  На дискотеке ей предлагают наркотик, и она принимает таблетку. А дальше мы видим ее галлюцинации.  К ней приходит Глюк и говорит, что исполнит любые её три желания. Таня пожелала много денег, большой дом и жизнь за границей. Вот они, приоритеты: на первом месте у девочки богатая, красивая жизнь, при этом Таня сама не желает прилагать никаких усилий. По математике у нее двойка, девочка не способна даже постирать свое белье. Она очень безответственна, постоянно теряет вещи и деньги. Правда, финал рассказа открытый, и мне очень хочется верить, что таблетку, которая лежит у Тани в кармане, после всего пережитого она все-таки выбросит. 

Рассуждая над статьей  И.А. Маслова, соглашаясь с его позицией и аргументируя ее,  я все же добавила бы к тому, что,  помимо целевых установок общества, телевидения и круга общения, которые, без сомнения,  оказывают влияние на выбор подростками жизненных приоритетов, в выборе этом  должен участвовать еще и разум каждого. Он для того и «дан Богом людям, чтобы им пользоваться, хотя бы изредка».

11 комментариев:

  1. Спасибо за интересный и полезный пост.

    ОтветитьУдалить
  2. Всё чаще наше современное общество называют ОБЩЕСТВОМ ПОТРЕБЛЕНИЯ...ТВ, Интернет стараются убедить, что главное в жизни - иметь лучшую машину, лучший дом...

    ОтветитьУдалить
  3. Коллеги, получается, что только школа и видит эту проблему? Или мы преувеличиваем?

    ОтветитьУдалить
  4. В английском парламенте обсуждался вопрос о молодёжи. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей о молодёжи. Вот они, эти высказывания:
    1. Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
    2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра возьмёт в руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.
    3. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк.
    4. Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.
    Все эти изречения о молодёжи, о безнадёжном будущем были встречены в парламенте аплодисментами. Тогда оратор раскрыл карты. Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу, второе Гесиоду, третье египетскому жрецу, а четвёртое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка 3000 лет.

    ОтветитьУдалить
  5. Конфликт поколений - закономерное явление. Надо принимать новое поколение и помнить о том, какими были мы сами в глазах наших родителей.

    ОтветитьУдалить
  6. Позволю себе процитировать фрагменты из сочинения выпускницы, её размышления о взаимоотношениях людей разных поколений.
    Общество – оно как дерево. Корни, сильные, могучие, не могут без молодых листочков. А листва, в свою очередь, не может без поддержки старых. Так и у людей: молодежи, какой бы современной и строптивой она ни была, не обойтись без опыта, совета старших, но и «отцам» нужна поддержка. Все закономерно, правильно. К сожалению, одна из человеческих особенностей – сильная любовь ко всевозможным усложнениям.
    Когда разговариваешь с ребенком, помни, каким ты был сам, не смейся, его интересы для него серьезны. Когда разговариваешь с подростком, не забудь, что и в тебе были нахальные нотки и склонность к самоутверждению и разрушению определенной части вселенной. Когда разговариваешь со старшим, понимай, что и тебя коснется тяжкое бремя забот, семьи, работы, а затем и лет. Наверное, это и есть мостик через пропасть.

    ОтветитьУдалить
  7. Марина Скирда6 мая 2014 г. в 07:55

    Мне кажется, в стихах моей бывшей ученицы похожая мысль:
    Мария Чернова.
    Ростки.
    Все наше поколение – ростки.
    Ростки семян неведомой породы.
    Мы раньше как все были, колоски,
    Но внешность изменила не природа.

    Вы все ругаетесь, что мы не так цветем –
    Цветки темнее лишь становятся с годами.
    Но почва, на которой мы растем,
    Покрыта сплошь огромными камнями.

    И гнет нам стебли слой тот каменистый –
    Вот что с рожденья портит нашу кровь!
    А имя этим валунам плечистым –
    Не-вера, не-надежда, не-любовь.

    Непониманье, безразличье…Мы же
    Хотели лишь участья и любви.
    Тянулись к вам, как к Солнцу –
    ближе…ближе…
    Вот дотянуться так и не смогли…

    Как почву накормили-напоили-
    Что ты посеешь, то и получай-
    Для той, что называете Россией,
    Вы вырастили новый урожай!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина! Обязательно прочту стихи своим ребятам! Марии передайте самые наилучшие пожелания!

      Удалить