понедельник, 20 января 2014 г.

Готовимся к ЕГЭ. Часть С. Сочинение "Нравственный выбор"

Продолжаем публикацию сочинений по текстам со страницы "Обсуждаем тексты вместе". Данное сочинение  - к тексту № 3. Сочинение ни в коей мере не претендует на роль образца. Это один из вариантов видения проблемы. Буду рада, если каждый увидит и раскроет ее по-своему.



Каждый из нас - в лихие времена или благополучные  - стоит перед большим или маленьким выбором. Этот выбор характеризует нас как личностей, именно по нему о нас судят окружающие.   Этой нравственной проблеме – проблеме выбора – посвящает свое повествование А.П. Владимиров.


Чтобы подчеркнуть актуальность данной проблемы, замечу, что тема нравственного выбора затрагивалась во многих литературных произведениях начиная со «Слова о полку Игореве», где князь Игорь решает, несмотря на солнечное затмение и другие предостережения, ехать на битву с половцами. Нравственный выбор совершали герои А.С. Пушкина: Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Маша Троекурова, Петруша Гринев. Проблему нравственного выбора решали герои М. Булгакова. Список этот можно продолжать до бесконечности.

А. Владимиров раскрывает эту проблему, показывая, как решает ее герой рассказа Савушкин, который идет на охоту за косулей, чтобы добыть рога для лекарства больной дочке. С большим сочувствием  повествует писатель о страданиях отца, который видит, как «ребенок в одиночестве блуждает по лабиринтам боли»,  о слезах  отчаяния Савушкина.  Остро выстраивая сюжет повествования, автор заставляет и читателя замереть в ожидании, когда Савушкин видит косулю  с детенышем: «Выстрелит или нет?» «Савушкин вздохнул и попятился назад…». Не смог он спасти своего ребенка, осиротив другого.

Авторская позиция не вызывает сомнения: перед каким бы выбором мы ни стояли и что бы ни стояло за ним, в человеке всегда должен побеждать Человек.

С мнением автора нельзя не согласиться: выбор, каким бы сложным он ни был, нужно делать исходя из нравственных убеждений, оставаясь при этом Человеком.  Тому есть множество подтверждений и в жизни, и в литературе.

Как бы чувствовал себя герой рассказа А.П. Владимирова, если бы ради дочери убил косулю?  Возможно, так же, как Родион Раскольников в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», который решается, преступив черту,  на убийство для подтверждения своей бесчеловечной теории.  Нарушив нравственные устои, он терзается муками совести и пытается найти выход из сложившегося положения. Раскольников совершил преступление, как ему казалось,  ради будущих добрых начинаний, но это причинило ему только страдания.

Выбор насильственный, сделанный вопреки своей истинной природе, совершает и Понтий Пилат в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Страх заставляет его утвердить смертный приговор Иешуа, человеку,  в невиновности которого он нисколько не сомневается. Результатом этого выбора является постоянный разлад Понтия Пилата с самим собой, вызванный угрызениями совести. 

Рассказ А. Владимирова заставляет о многом задуматься. Неплохо бы каждому, кто встает перед тем или иным нравственным  выбором, вспомнить строки Юрия Левитанского: 

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.


13 комментариев:

  1. Спасибо, Людмила Николаевна! Согласчна, что всегда надо оставаться человеком...

    ОтветитьУдалить
  2. Каждый выбирает по себе... Спасибо за размышления.

    ОтветитьУдалить
  3. В человеке должен побеждать Человек! Хорошо сказано. Здорово!

    ОтветитьУдалить
  4. Людмила Николаевна, воспользуюсь Вашим разрешением дополнять представленный Вами материал. Хочу предложить ещё один вариант видения проблемы выбора по тексту М. Джафарли. Надеюсь, что пригодится коллегам.
    С самого детства мы сталкиваемся с проблемой выбора правильного решения в трудной жизненной ситуации. В детстве нам помогают сделать это родители, но как только мы входим во взрослую жизнь, то сами должны принимать решения. Но как научиться делать правильный выбор? Ведь в некоторых ситуациях от нашего решения может зависеть жизнь других людей. Как не ошибиться и не сойти с правильного пути? На эти вопросы нам поможет ответить Т.Джафарли.
    Именно проблему жизненного выбора он поднимает в тексте.
    Автор на примере из жизни простого учителя показывает ситуацию, в которой от выбора зависит жизнь людей. Юрий Лелюков закрыл на уроке собой боевую гранату, которую перепутали с учебной. Он, не задумываясь, отдал свою жизнь во имя спасения детей ( «…выполнил перед людьми свой высший человеческий долг - пожертвовал собой, чтобы спасти других!»)
    Джафарли говорит о том, что каждый имеет право выбора. Но главное - правильно им распорядиться, не допустить ошибки, после которой будешь себя винить.
    Я полностью разделяю позицию автора.
    Действительно, какое бы мы решение ни приняли, мы всегда несём ответственность за свои поступки. Так, в романе Толстого «Война и мир» Наташа Ростова делает выбор между настоящей любовью и мимолётным влечением. Она выбирает Анатолия Курагина, с которым решается на побег, но её вовремя останавливают. Вскоре Наташа поймет, что сделала неправильный выбор, который изменил и её жизнь, и судьбу Андрея Болконского, который только перед самой смертью смог её простить.
    Существуют ситуации, в которых человек стоит перед самым трудным выбором: погибнуть, но спасти людей или наоборот. Вспомним события 1сентября 2004года. В этот день произошёл захват школы в Беслане. Террористы в плен взяли ни в чём не повинных детей и готовы были убить их ради достижения своей цели. Три дня эти беззащитные создания умирали в муках без воды и питья. На помощь Беслану поспешила русская группа «Альфа». Бойцы не смогли смириться с тем, что убийцы посягнули на святое. Они понимали, что идут на верную смерть, но не могли допустить, чтоб погибли дети, которые ни в чём не виноваты. Спецназ сделал все, что мог, но без жертв не обошлось, хотя многих спасли. Ребята сделали и правильный выбор - спасли детей, не дали их родителям потерять самое ценное в жизни, но тем самым осиротили своих.
    Таким образом, мы видим, что «ежедневно, ежечасно идёт проверка человеческой выдержки, идейной убеждённости, мудрости, способности ориентироваться в невероятной сутолоке дней...». Мы понимаем, что от нашего выбора может зависеть не только наша личная судьба, но и жизнь других людей.
    (10 класс).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Светлана Николаевна! Я всегда очень рада Вашим дополнениям.

      Удалить
    2. Дорогие коллеги, прошу прощения за допущенную неточность: "Она выбирает Анатоля Курагина" ( у меня Анатолия.)

      Удалить
    3. А это текст, по которому написано сочинение, присланное Светланой Николаевной:

      (1)На уроке военного дела учитель Юрий Лелюков, старший лейтенант пограничных войск, по собственному желанию уволенный в запас, показывал старшеклассникам, как обращаться с гранатой. (2)Он привёл её в боевое положение и вдруг, увидев дымок, понял: в его руках не учебная, а боевая граната… (3)До взрыва – это он знал хорошо – оставалось четыре секунды. (4)Выбросить гранату в окно, во двор – на это времени бы хватило. (5)Но за окном, выстроившись в ряд, вышагивали на обед шестилетки… (5)Выбросить гранату в коридор – но и там из-за нехватки классных помещений шли занятия. (7)А в классе сидело 26 мальчиков и девочек.
      (8)И тогда, чтобы спасти ребят, он принял, и это подтвердили позднее эксперты, единственно правильное решение – рванулся в угол, пригнулся и крепко, намертво прижал гранату к своему животу. (9)И в тот же миг взрыв оглушил класс.
      (10)Нелепый, трагический случай, произошедший из-за преступной халатности некоторых должностных лиц, стоил жизни молодому человеку, за короткое время работы в средней школе ставшему любимым учителем ребят. (11)Остались без отца шестилетняя Оксана, годовалый Юрасик, вдовой – жена Лариса.
      (12)Юрий Лелюков выполнил перед людьми свой высший человеческий долг – пожертвовал собой, чтобы спасти других! (13)Есть ли что-либо более героическое, чем акт такого самопожертвования?
      (14)Каждому из нас дана свобода выбора, размышляют журналисты, рассказывавшие о Ю.Лелюкове. (15)Выбираем мужественно и трудно, опираясь на свой опыт, опыт других поколений, что жили до нас, думаем, спорим, отстаиваем свою позицию. (16)Этот выбор мы делаем ежедневно, ежечасно, с самого детства и до последних секунд своей сознательной жизни. (17)Каким он будет, зависит от многих причин: условий, в которых прошла или проходит наша жизнь, от сложившегося характера, общественных идеалов и ценностей, от друзей, от учителей, от книг, спектаклей, фильмов. (18)От удач и неудач. (19)И мотивы, последствия нашего выбора каждый раз бывают различными. (20)Решения не всегда однозначны. (21)Да и выбирать-то чаще всего приходится не между «или» – «или». (22)Число этих самых «или» порою бывает бесконечным. (23)И все-таки человека выбирает.
      (24)Сделать правильный выбор – это, по существу, испытание наших идейных убеждений, мудрости, способности ориентироваться в сложной связи событий и фактов. (25)Сделать выбор, чтобы начать действовать. (26)Мир состоит из многих людей, непохожих друг на друга: порядочных и нечестных, добрых и злых. (27)И от выбора каждого, от его поведения зависят судьбы народов, людей, моя и ваша, читатель, жизнь. (28)И следовательно, выбор является показателем того, как мы понимаем и выполняем свой моральный долг перед другими, обществом, чего мы стоим как люди, граждане.
      (29)Выбирать правильное решение человеку помогают интуиция и опыт прошедших поколений, советы друзей и собственная практика, своды законов и случайные озарения.
      (30)… Разобраться в калейдоскопе событий очень трудно. (31)Выбрать из многих решений единственно правильное невероятно сложно. (32)От века, от времени нельзя отпрянуть, нельзя отойти. (33)Они близко, они вплотную. (34)Ежедневно, ежечасно идёт проверка человеческой выдержки, идейной убеждённости, мудрости, способности ориентироваться в невероятной сутолоке дней…
      (35)А значит, каждому человеку надо ещё раз продумать свое отношение к тому, что происходит в мире. (36)Сделать выбор. (37)Правильный выбор. (38)И действовать.
      (По Т.М.Джафарли)

      Джафарли Теймураз Мамедович – автор книг и статей в области философии, социологии, педагогики.

      Удалить
  5. Любовь Залевская22 января 2014 г. в 07:17

    Выбор вопреки....а потом муки совести...---как трудно жить с этим грузом на сердце !! Авторы смогли передать , верно передать, мысли и чувства героев... Мысли и чувства подлинные...Спасибо , мне понравилось, возьму за образцы !

    ОтветитьУдалить
  6. Скоро ЕГЭ, надеюсь поможет

    ОтветитьУдалить