воскресенье, 20 августа 2017 г.

Учимся писать сочинение. Вырабатываем собственный стиль

«А у нас стряслась беда – сочиненье снова!» Помните эти строки из песни? А ведь декабрь не за горами. Уже и сроки итогового сочинения известны. И вот, чтобы сочинение не стало «бедой», учимся его писать. Но не методом «натаскивания» на определенные темы и направления (кстати, направления итогового сочинения на новый учебный год скоро станут известны), а просто «расписываемся», вырабатываем свой стиль.

Очень нравится мне учебно-методическое пособие И.Г. Трегубовой «Учимся писать сочинения разных жанров». Позволю себе  процитировать начало книги:


«Как хочется, чтобы сочинение, рожденное в муках творчества, отвечало не только соответствующим требованиям, но и было небольшим художественным произведением, которое было бы не стыдно сдать проверяющему и приятно почитать самому. Только как этому научиться?  

Когда-то Марина Цветаева поделилась своими жизненными выводами:
«Поэзия это вдохновение плюс воловий труд». Перефразируя ее мысль, можно сказать о сочинении то же самое. Овладение же особым «инструментарием» для написания сочинения поможет сделать сочинение методически грамотным.

Как в спорте не получится серьезных достижений без постоянных тренировок, так и не будет яркого и интересного сочинения без выработки собственного стиля, без владения определенными навыками писательского мастерства. Поэтому торопиться не будем, начнем с небольших упражнений.
Прежде всего постараемся видеть и чувствовать окружающий нас мир, для того чтобы затем воплощать его в слове. Мы воспринимаем прекрасное с помощью зрения и с помощью слуха. Видеть значит ощущать цвет, слышать воспринимать звук. Цвет и звук воплощается в слове, от слова к словосочетанию и далее: предложение фраза – текст произведение литература искусство культура духовность общество опыт.

 Несложная цепочка, но долог путь к её овладению. Первоочередная задача раскрепостить собственное мышление, дать ему возможность работать не по штампу «как надо», а «по зову сердца». А потому начинаем работать с выработки собственного писательского стиля.

Работа над выработкой собственного стиля

Начать лучше всего с небольших творческих работ-пятиминуток, или «разминок», как их еще можно назвать. При этом важно дать себе ряд установок:
· Ограничение по времени 5–7 минут
· Отсутствие штампов табу» на такие слова, как «плохой» - «хороший», «добрый» – «злой» и т.п., желателен подбор оригинальных синонимов, метафор…).
· Оригинальность работы.

Темы для творческой разминки:

темы разной ясности и мутности
В. Маяковский

1. Мысли в дождь (о чем думается, когда смотришь на дождевые струи за окном)
2. Размышления обеденного стола (от 1 лица)
3. На балу в Королевском дворце (вообразить себя его участником и представить происходящее действие. Включить в текст интересные эпитеты и сравнения, использовать градацию).
5. Мир глазами животного.
6. О чем поведал мне придорожный камень.
7. Дождь в «мажоре» и Дождь в «миноре».
8. Воспоминания старой обуви.
9.Монолог пуговицы (с использованием стилистически окрашенной лексики).
10. В летний полдень над цветком.
11. Расскажу себе о себе.
12. Я художник (описать комнату в обычный дневной час, а затем рассказать, какими звуками, красками наполняется она, освещенная луной или отблеском ранней утренней зари).

Подобный вид работы предлагался когда-то и ученикам учебных заведений в царское время. Вот несколько тем, предлагавшихся гимназистам в начале ХХ века.

1. Замирание нашего сада осенью
2. Река в лунную ночь
3. О том, что видела птичка в дальних землях
4. Великаны и пигмеи лесного царства




Вот и мои ребята воспользовались советами. Это миниатюры Алины З., одиннадцатиклассницы из г. Ижевска:


ПОЭЗИЯ

Поэзия - глоток воздуха. Свет в темную ночь.  Первая капля дождя в самый жаркий день. Поэзия - звезда в небесной тверди.  Сокровище на дне морском. Сколько б ни утекло лет, сколько б ни было бед и напастей, поэзия будет раскрашивать мир в самые теплые цвета. Поэзия одаривает свободой. Она раскрывает личности.

О ЧЕМ ПОВЕДАЛ МНЕ ПРИДОРОЖНЫЙ КАМЕНЬ

Здравствуй, читатель! Я рад, что тебе стало интересно узнать о моей жизни. Возможно, ты предположил, что ведешь разговор с писателем, поэтом или художником, но я всего лишь Обычный Камень. Зато в моем сознании историй наберется больше, чем у любой рассказчицы султана. Садись и слушай…

Вспоминается мне волшебный случай. Лежал я  у обочины, поглядывая на ночное небо. Так оно было прекрасно! Звезды звали меня, манили своим ярко-желтым светом. Я наблюдал за их братом месяцем, что освещал путникам тропинки, слушал клятвы влюбленных и покорял золотыми переливами  души людей. Мне так тогда хотелось оказаться в небе, ощутить прохладу и насладиться обществом красавиц звезд!

Вдруг мальчишка, что пробегал вприпрыжку мимо меня  к  простиравшейся вблизи  маленькой  речке, пнул меня -  и я взлетел! Незабываемое чувство полета! Казалось, что звезды протянули мне свои лучи для объятий!..
Мои мечтания осуществились лишь на одно мгновение, но оно было так сладко и невероятно, что заставило трепетать мое каменное сердце!

В ЛЕТНИЙ ПОЛДЕНЬ

В летний полдень над цветком
Пчелка зажужжит,
В норку, ту, что под кустом,
Кто-то пробежит.
Видно, мышка понесла
Колосок тугой...
Мне она, как дождь, мила
В жаркий летний зной.
Побегу на речку я,
Ягод соберу,
Ласково шепнет  трава
Что-то на ветру.
Мне так нравится здесь быть!
Я хочу,  чтоб  Бог
Для всех тех, кто будет жить,
Это все сберег.

2 комментария:

  1. Спасибо, Людмила Николаевна! Очень интересные методы подхода к творческой работе. Беру на заметку.

    ОтветитьУдалить
  2. Какие замечательные темы для разминки! Здорово!

    ОтветитьУдалить