«А у нас стряслась беда – сочиненье снова!» Помните эти строки
из песни? А ведь декабрь не за горами. Уже и сроки итогового сочинения
известны. И вот, чтобы сочинение не стало «бедой», учимся его писать. Но не
методом «натаскивания» на определенные темы и направления (кстати, направления
итогового сочинения на новый учебный год скоро станут известны), а просто «расписываемся»,
вырабатываем свой стиль.
Очень нравится мне учебно-методическое пособие И.Г. Трегубовой «Учимся
писать сочинения разных жанров». Позволю себе процитировать начало книги:
«Как хочется, чтобы сочинение, рожденное в муках творчества, отвечало не только соответствующим требованиям, но и было небольшим художественным произведением, которое было бы не стыдно сдать проверяющему
и приятно почитать самому. Только как
этому научиться?
Когда-то Марина Цветаева поделилась своими жизненными выводами:
Когда-то Марина Цветаева поделилась своими жизненными выводами:
«Поэзия – это вдохновение плюс воловий труд».
Перефразируя ее мысль, можно сказать о сочинении то же самое. Овладение же особым «инструментарием» для написания сочинения поможет сделать сочинение
методически грамотным.
Как в спорте не получится серьезных достижений без постоянных тренировок, так и не будет яркого и интересного сочинения
без выработки собственного стиля, без владения определенными навыками писательского мастерства. Поэтому торопиться не будем, начнем с небольших упражнений.
Прежде всего постараемся видеть и чувствовать окружающий нас мир, для того чтобы затем воплощать его в слове. Мы воспринимаем прекрасное с помощью зрения
и с помощью слуха. Видеть – значит ощущать цвет, слышать – воспринимать звук. Цвет и звук воплощается в слове,
от слова –
к словосочетанию и далее: предложение –
фраза – текст – произведение
– литература
– искусство
– культура
– духовность
– общество
– опыт.
Несложная цепочка, но долог путь к её овладению. Первоочередная задача – раскрепостить собственное мышление, дать ему возможность работать не по штампу «как надо», а «по зову сердца». А потому начинаем работать с выработки собственного писательского стиля.
Несложная цепочка, но долог путь к её овладению. Первоочередная задача – раскрепостить собственное мышление, дать ему возможность работать не по штампу «как надо», а «по зову сердца». А потому начинаем работать с выработки собственного писательского стиля.
Работа над выработкой собственного стиля
Начать лучше всего с небольших творческих работ-пятиминуток,
или «разминок», как их еще
можно назвать. При этом
важно дать себе ряд установок:
· Ограничение по времени 5–7 минут
· Отсутствие штампов («табу» на такие слова, как «плохой» - «хороший», «добрый» – «злой» и т.п., желателен
подбор оригинальных синонимов, метафор…).
· Оригинальность работы.
Темы для творческой разминки:
…темы разной
ясности и мутности
В. Маяковский
1. Мысли в дождь (о чем думается, когда смотришь на дождевые струи за окном)
2. Размышления обеденного стола (от 1 лица)
3. На балу в Королевском дворце (вообразить себя его участником и представить
происходящее действие. Включить
в текст интересные эпитеты и сравнения, использовать градацию).
5. Мир глазами животного.
6. О чем поведал мне придорожный камень.
7. Дождь в «мажоре» и Дождь в
«миноре».
8. Воспоминания старой обуви.
9.Монолог пуговицы (с использованием стилистически окрашенной лексики).
10. В летний полдень над цветком.
11. Расскажу себе о себе.
12. Я – художник (описать комнату
в обычный дневной час, а затем рассказать, какими звуками, красками наполняется она, освещенная луной или отблеском ранней утренней
зари).
Подобный вид работы предлагался когда-то и ученикам учебных заведений в царское время. Вот несколько тем, предлагавшихся гимназистам в начале ХХ века.
1. Замирание нашего сада осенью
2. Река в лунную ночь
3. О том, что видела птичка в дальних землях
4.
Великаны и пигмеи лесного царства.»
Вот
и мои ребята воспользовались советами. Это миниатюры Алины З.,
одиннадцатиклассницы из г. Ижевска:
ПОЭЗИЯ
Поэзия - глоток воздуха.
Свет в темную ночь. Первая капля дождя в
самый жаркий день. Поэзия - звезда в небесной тверди. Сокровище на дне морском. Сколько б ни утекло
лет, сколько б ни было бед и напастей, поэзия
будет раскрашивать мир в самые теплые цвета. Поэзия одаривает свободой. Она
раскрывает личности.
О ЧЕМ ПОВЕДАЛ МНЕ ПРИДОРОЖНЫЙ КАМЕНЬ
Здравствуй, читатель! Я
рад, что тебе стало интересно узнать о моей жизни. Возможно, ты предположил,
что ведешь разговор с писателем, поэтом или художником, но я всего лишь Обычный
Камень. Зато в моем сознании историй наберется больше, чем у любой рассказчицы
султана. Садись и слушай…
Вспоминается мне волшебный
случай. Лежал я у обочины, поглядывая на
ночное небо. Так оно было прекрасно! Звезды звали меня, манили своим ярко-желтым
светом. Я наблюдал за их братом месяцем, что освещал путникам тропинки, слушал
клятвы влюбленных и покорял золотыми переливами души людей. Мне так тогда хотелось оказаться в
небе, ощутить прохладу и насладиться обществом красавиц звезд!
Вдруг мальчишка, что пробегал
вприпрыжку мимо меня к простиравшейся вблизи маленькой
речке, пнул меня - и я взлетел! Незабываемое
чувство полета! Казалось, что звезды протянули мне свои лучи для объятий!..
Мои мечтания осуществились
лишь на одно мгновение, но оно было так сладко и невероятно, что заставило
трепетать мое каменное сердце!
В ЛЕТНИЙ ПОЛДЕНЬ
В летний полдень над цветком
Пчелка зажужжит,
В норку, ту, что под кустом,
Кто-то пробежит.
Видно, мышка понесла
Колосок тугой...
Мне она, как дождь, мила
В жаркий летний зной.
Побегу на речку я,
Ягод соберу,
Ласково шепнет трава
Что-то на ветру.
Мне так нравится здесь быть!
Я хочу,
чтоб Бог
Для всех тех, кто будет жить,
Это все сберег.
Спасибо, Людмила Николаевна! Очень интересные методы подхода к творческой работе. Беру на заметку.
ОтветитьУдалитьКакие замечательные темы для разминки! Здорово!
ОтветитьУдалить