"Пришли святки, - читаем мы у Толстого - и кроме
парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых,
кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного,
ознаменовывающего святки, а в безветренном 20-ти градусном морозе, в ярком
ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась
потребность какого-нибудь ознаменования этого времени".
По-видимому,
"потребность какого-нибудь ознаменования" этих морозных дней, жажда
чего-то необыкновенного, особенного жила не только в героях романа "Война
и мир", а была органично свойственна всему русскому народу многие столетия
- вне зависимости от общественных формаций. Когда в 990 г. князь Владимир
низвергал в Днепр языческих идолов, Святки как обряд существовали уже больше
пятисот лет. Но счастливая особенность крещения Руси заключалась в том, что оно
проходило ненасильственно: дух христианства вносился в языческие верования без
агрессии, постепенно - шло ненасильственное преображение народной жизни. Именно
поэтому уцелели традиции и Святок, и масленицы.
В знаменитом фильме
Александра Митты "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" достаточно
точно показаны и маски, в которые рядились на Святки ряженые - медведь, петух,
смерть с косой, турок, - и атмосфера разнузданного веселья. Хотя, конечно, само
веселье не всегда носило такой откровенно хулиганский характер. Чаще всего это
была просто необузданная радость.
"Наряженные дворовые, медведи, турки,
трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье,
сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в
залу; и сначала застенчиво, а потом все веселее и дружнее начались песни,
пляски, хоровые и святочные игры. - читаем у Толстого - …Наташа первая дала тон
святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, все более и
более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на
мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани. Две
тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню;
четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником.
Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный
плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи. Было так светло, что он
видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно
оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда… С криком и
визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие
тройки".
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно надежда им
Лжет детским лепетом своим.
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно надежда им
Лжет детским лепетом своим.
А это уже Александр Сергеевич Пушкин - про
гадающую Татьяну Ларину. Гадали и Татьяна у Пушкина, и Светлана у Жуковского, и
Наташа с Соней у Толстого. Гадала вся Россия, несмотря на то что церковь боролась и
с "бесчинными гуляниями", и с гаданиями.
Святки не знали
сословных различий - барыни оказывались в одних санях с дворовыми, и в этом
тоже был глубокий смысл: Христос пришел на землю для всех, и этой радостью мы и
делимся во время Святок. Еще из Византии пришла традиция после праздника
Рождества Христова делиться с неимущими едой и деньгами.
В
России в дни Рождества Христова и Святок принято было посылать еду, подарки,
денежные пожертвования в тюрьмы, ночлежные дома, больницы, родильные приюты и
дома призрения. Это было нормой, правилом.
А у Ивана Сергеевича Шмелева в "Лете Господнем" целая глава посвящена Святкам и описанию того, как в барском доме принимали странников и прочий разномастный люд - устраивали праздничный обед, обильно подавали милостыню и видели в этом радость единения со своим народом. Единение, скрепленное именем родившегося Христа! Который пришел в этот мир, чтобы спасти всех нас - вне различий социальных, материальных, культурных!
По материалам сайта РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА
А у Ивана Сергеевича Шмелева в "Лете Господнем" целая глава посвящена Святкам и описанию того, как в барском доме принимали странников и прочий разномастный люд - устраивали праздничный обед, обильно подавали милостыню и видели в этом радость единения со своим народом. Единение, скрепленное именем родившегося Христа! Который пришел в этот мир, чтобы спасти всех нас - вне различий социальных, материальных, культурных!
По материалам сайта РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА
Отличных святок. побольше подарков, сбывающихся гаданий!
ОтветитьУдалитьМолодость прошла, желание гадать - тоже. Очень интересный материал! Спасибо!
ОтветитьУдалитьДа, уже не гадаем... К сожалению.
ОтветитьУдалитьСпасибо. Материал интересный.
Спасибо, Людмила Николаевна, вспомнились студенческие годы, гадание на суженого)))
ОтветитьУдалитьПомню я: старушка-няня
ОтветитьУдалитьМне в рождественской ночи
Про судьбу мою гадала
При мерцании свечи,
И на картах выходили
Интересы да почет.
Няня, няня! ты ошиблась,
Обманул тебя расчет;
Но зато я так влюбился,
Что приходится невмочь...
Погадай мне, друг мой няня,
Нынче святочная ночь.
Что, - не будет ли свиданья,
Разговоров иль письма?
Выйдет пиковая дама
Иль бубновая сама?
Няня добрая гадает,
Грустно голову склоня;
Свечка тихо нагорает,
Сердце бьется у меня.
А.Фет