Значение
и силу Слова в предназначении человека отчетливей и глубже понимали, пожалуй,
древние, ближе стоявшие к истокам человеческого рода и духа, более
непосредственно соприкасающиеся с тайной бытия. Вера людей в слово и его силу уходит далеко вглубь времен.
На
заре существования человечества вера эта проявилась в магической силе
первобытного заклинания и заговора. Божественная природа слова отражена в
величайших письменных памятниках.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было
Бог. Оно было в начале у Бога, все через Него стало быть. В Нем была жизнь, и
жизнь была свет человеков; И свет во тьме светит, и тьма не объяла его», -
гласит Евангелие.
В чем
смысл бытия человеческого на Земле? Божественное Слово, Логос (от греч. logos - понятие, мысль, разум) – дар, полученный лишь людьми
среди всех живых существ. Не было ли
слово дано нам для того, чтобы мы, люди, могли с его помощью разгадать
изначальную загадку мирозданья, проникнуть в значение всего сущего, используя язык
и речь как инструмент познания смысловой структуры духа и тварного мира. Ведь
более никто и ничто на Земле, кроме человека, одаренного Словом, не призван к
решению этой задачи.
Человек
античности выразил свое преклонение перед словом в изречении “Nomen est omen”- «Имя есть
судьба». Замечательно сказал греческий софист Горгий: «Слово есть великий
властелин, который, обладая весьма
малым и совершенно незаметным телом,
совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль
уничтожить, и радость вселить, и
сострадание пробудить… Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует,
как хочет». Воздействующая сила слова внушала некогда удивление; «великий
властелин», слово требовало и соответствующего уважения к себе.
В оный день, когда
над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
-
Так писал Николай Гумилев.
Задумывались ли вы по- настоящему о том, в чем состоит
сила слова?
Для
того чтобы ответить на этот вопрос, вдумайтесь в одно довольно замысловатое
стихотворение Юрия Левитанского.
Откуда вы
приходите, слова,
исполненные доброго
доверья?
По-моему, оттуда,
где трава.
По-моему, оттуда,
где деревья.
Нам переходы света
и теней
за древними лесными
деревами
покажутся резными
теремами,
возникшими из света и теней.
А дальше будет
глуше и темней,
и тропка лисья
станет неприметной.
Она и вправду стала
неприметной,
а все-таки давай
пойдем по ней,
пойдем на ощупь,
ветки раздвигая.
Эге-ге-гей! Ну где
же вы, слова?
«Слова, слова!..» -
вздыхают робко
листья,
и тропка
поворачивает лисья
туда, где в листьях
прячется сова.
А может, так же
прячутся слова
за пнями и
замшелыми камнями?
Слова – они,
наверное, корнями,
как дерева, уходят
в глубину.
И тропка нас уводит
в старину,
туда, где бродит
пращур волосатый
по травам, не
имеющим названья,
поет еще не
названная птица
и звезды, у которых нет названья,
в дремучих
отражаются очах.
И пращура
охватывает трепет,
едва доходит до его
сознанья,
какая тяжесть на
его плечах.
В нем глухо
пробуждается художник,
и, сладкие
испытывая муки,
он ждет вас,
нерожденные слова.
Он что-то
удивительное лепит,
мешая краски,
запахи и звуки.
Сначала это только
смутный лепет,
и вдруг он
превращается в слова.
Тогда травой
становится трава,
а этот сумрак зыблющийся – лесом,
а этот холод
падающий – снегом,
а это чудо
маленькое – птицей.
И я беру из рук его
слова.
Они еще звенят, как
тетива
и как стрела, что пущена из лука.
Они из цвета,
запаха и звука.
На них еще не
высохла роса.
В них травы
отразились и деревья.
И у меня кружится
голова,
пока я их несу тебе
–
слова, исполненные
доброго доверья.
Юрий Левитанский запечатлел в стихотворении момент преображения человека витальных
(жизненных) потребностей в человека, стремящегося понять окружающее.
Путь познания мира был долгим и трудным, потому что надо было не просто
выдумать, «как это называется», а «найти слова, исполненные доброго доверья».
Т.е. такие слова, которые помогли бы человеку проявить СО-причастность миру природы. Слова, уходящие корнями в глубину СО-звучия, СО-гласия, СО-размерности.
Доверить
человеку имя вещи – значит приоткрыть ее тайну, в пращуре просыпалось не только
знание, а СО-знание, приобщающее к
владению силами природы. Сознание, рожденное из СО-трудничества, СО-единения,
СО-творчества. Мешая «краски, запахи, и звуки», человек высказывает свои
первые СО-ображения, т.е. населяет
мир образами, присваивает им имена.
И
сегодня живут такие люди, которые сохранили трепет первозданного отношения к
природе. Люди, ощущающие на своих плечах тяжесть ответственности за открытые
природой тайны. Люди, слышащие звон нарождающихся слов, образов, имен. Люди,
передающие со-родичам,
со-отечественникам, со-племенникам
голос природы в своих творениях.
Таких людей мы называем художниками. И
если, встретившись с их произведениями, вам хочется воскликнуть словами
Станиславского: «Да, это красота, простая, как природа», значит перед вами
истинный художник.
Значение
и силу Слова в предназначении человека отчетливей и глубже понимали, пожалуй,
древние, ближе стоявшие к истокам человеческого рода и духа, более
непосредственно соприкасающиеся с тайной бытия. Вера людей в слово и его силу уходит далеко вглубь времен.
На
заре существования человечества вера эта проявилась в магической силе
первобытного заклинания и заговора. Божественная природа слова отражена в
величайших письменных памятниках.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было
Бог. Оно было в начале у Бога, все через Него стало быть. В Нем была жизнь, и
жизнь была свет человеков; И свет во тьме светит, и тьма не объяла его», -
гласит Евангелие.
В чем
смысл бытия человеческого на Земле? Божественное Слово, Логос (от греч. logos - понятие, мысль, разум) – дар, полученный лишь людьми
среди всех живых существ. Не было ли
слово дано нам для того, чтобы мы, люди, могли с его помощью разгадать
изначальную загадку мирозданья, проникнуть в значение всего сущего, используя язык
и речь как инструмент познания смысловой структуры духа и тварного мира. Ведь
более никто и ничто на Земле, кроме человека, одаренного Словом, не призван к
решению этой задачи.
Человек
античности выразил свое преклонение перед словом в изречении “Nomen est omen”- «Имя есть
судьба». Замечательно сказал греческий софист Горгий: «Слово есть великий
властелин, который, обладая весьма
малым и совершенно незаметным телом,
совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль
уничтожить, и радость вселить, и
сострадание пробудить… Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует,
как хочет». Воздействующая сила слова внушала некогда удивление; «великий
властелин», слово требовало и соответствующего уважения к себе.
В оный день, когда
над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города. -
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города. -
Так писал Николай Гумилев.
Задумывались ли вы по- настоящему о том, в чем состоит
сила слова?
Для
того чтобы ответить на этот вопрос, вдумайтесь в одно довольно замысловатое
стихотворение Юрия Левитанского.
Откуда вы
приходите, слова,
исполненные доброго
доверья?
По-моему, оттуда,
где трава.
По-моему, оттуда,
где деревья.
Нам переходы света
и теней
за древними лесными
деревами
покажутся резными
теремами,
возникшими из света и теней.
возникшими из света и теней.
А дальше будет
глуше и темней,
и тропка лисья
станет неприметной.
Она и вправду стала
неприметной,
а все-таки давай
пойдем по ней,
пойдем на ощупь,
ветки раздвигая.
Эге-ге-гей! Ну где
же вы, слова?
«Слова, слова!..» -
вздыхают робко
листья,
и тропка
поворачивает лисья
туда, где в листьях
прячется сова.
А может, так же
прячутся слова
за пнями и
замшелыми камнями?
Слова – они,
наверное, корнями,
как дерева, уходят
в глубину.
И тропка нас уводит
в старину,
туда, где бродит
пращур волосатый
по травам, не
имеющим названья,
поет еще не
названная птица
и звезды, у которых нет названья,
в дремучих
отражаются очах.
И пращура
охватывает трепет,
едва доходит до его
сознанья,
какая тяжесть на
его плечах.
В нем глухо
пробуждается художник,
и, сладкие
испытывая муки,
он ждет вас,
нерожденные слова.
Он что-то
удивительное лепит,
мешая краски,
запахи и звуки.
Сначала это только
смутный лепет,
и вдруг он
превращается в слова.
Тогда травой
становится трава,
а этот сумрак зыблющийся – лесом,
а этот сумрак зыблющийся – лесом,
а этот холод
падающий – снегом,
а это чудо
маленькое – птицей.
И я беру из рук его
слова.
Они еще звенят, как
тетива
и как стрела, что пущена из лука.
Они из цвета,
запаха и звука.
На них еще не
высохла роса.
В них травы
отразились и деревья.
И у меня кружится
голова,
пока я их несу тебе
–
слова, исполненные
доброго доверья.
Спасибо большое, Людмила! Мне нравится у Вас! Успехов!
ОтветитьУдалить..."Слово, попав на добрую почву, может воплотиться в действие и принести богатейший плод."
ОтветитьУдалитьУдачи, Люда!
Ольга, Наташа! Большое спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо, замечательно!Молодец!Успехов и процветания!
ОтветитьУдалитьЗдорово! Желаю побольше читателей!
ОтветитьУдалитьЗамечательный блог!
ОтветитьУдалитьМолодец!
ОтветитьУдалитьУмница!
Мне очень понравился блог!
Интересно! Есть о чём подумать..."Слова,исполненные доброго доверья".
ОтветитьУдалитьДобрые слова в Ваш адрес, Людмила Николаевна! Спасибо за блог,за философские рассуждения,за позитивчик(столько цветов и добрых слов!) Удачи!!!
Людмила, у Вас всегда новинки. Интересно, захватывающе. Спасибо.
ОтветитьУдалитьТак давно написан этот пост, а его читают! Спасибо, Нина Георгиевна! Спасибо всем, друзья!
УдалитьЛюдмила! Прекрасный материал! Взяла на заметку.
ОтветитьУдалить