воскресенье, 9 декабря 2012 г.

Знатоков приглашает МГУ




ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ  "ЛОМОНОСОВ"



                Ребята! 


Предлагаю вам принять участие в Олимпиаде 2012-2013. Регистрация и отправка файлов с заданиями уже началась и продлится до 21 января 2013 года.

Олимпиада школьников «Ломоносов» проводится с 2005 г. под девизом «via scientiarum», что в переводе с латыни означает «путь к знаниям». Она является частью молодежного научного форума «Ломоносов».

Цель олимпиады школьников «Ломоносов» сформулировал инициатор и вдохновитель олимпиадного движения ректор МГУ имени М.В.Ломоносова академик В.А. Садовничий: «Отбор и поиск талантливых ребят – стратегическая задача Московского университета… Мы стремимся привлечь талантливую молодежь к фундаментальным научным исследованиям. Талантливая молодежь– национальное достояние». 

В 2010 году в олимпиаде школьников «Ломоносов» приняли участие около 25 тысяч школьников из 81 субъекта Российской Федерации. Более полутора тысяч победителей и призеров стали студентами Московского Университета.

Олимпиада школьников «Ломоносов» в 2010/2011 учебном году проводилась по 19 предметам (комплексам предметов): биологии, географии, геологии, иностранным языкам, информатике, истории, литературе, математике, международным отношениям и глобалистике, механике, обществознанию, праву, русскому языку, журналистике, физике, философии, химии, психологии, политологии. Олимпиада проводилась в два обязательных этапа: отборочный (заочный) и заключительный (очный).

В  олимпиаде могут принять участие школьники любой ступени обучения, которым по силам выполнение заданий.



Предлагаю вашему вниманию задания отборочного тура  олимпиады по русскому языку для учащихся 10 - 11 классов.


Задание 1

Определите значение выделенного слова в следующих стихотворных фрагментах. Какова начальная форма этого слова? Охарактеризуйте его как часть речи (укажите постоянные признаки, а также непостоянные признаки для каждой из форм). Какие особенности наблюдаются при образовании форм этого слова, представленных в приведенных фрагментах? Есть ли в современном языке слова с такими же особенностями образования форм? Если да, приведите примеры таких слов.

Все знают, кошка, зверь лукавой, зла…
Приходит с ласкою и вид имев жалливый
К веприце на поклон, без просьбы и без зву

(Д. И. Хвостов, «Орлица, Веприца и Кошка»).

И не завидно ли, когда я погляжу,
Как увиваются вкруг матери утяты,
Как сыплют к курице дождем по зву цыпляты:
А я, как сирота, одним одна сижу.

(И. А. Крылов, «Кукушка и горлица»)

Задание 2

Различаются ли значения слова год в следующих предложениях: Он работал над этой книгой без малого год и Он работал над этой книгой весь год? Если различия имеются, укажите, в чем они заключаются, и разбейте приведенные ниже предложения на группы в соответствии со значением слова год в них. Есть ли в русском языке другие слова, для которых возможны такие же различия? Если есть, назовите одно-два таких слова. Имеет ли подобные различия слово день? Если нет, то почему?
Почти год ушел на переговоры; Поездка в Киев была запланирована на следующий год; Как надо встречать год Дракона?; Чтобы понять другую страну, нужно прожить в ней не один год; Забор приходится красить каждый год.

Задание 3

При образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением от слов мужского рода часто используется суффикс -ок-/-ек- (с беглым гласным о/е), который в том случае, если он выступает в полном виде, – например, в форме им. падежа ед. числа –
может быть как ударным, так и безударным. Проанализируйте приведенные ниже слова и те слова, от которых они образованы, и сформулируйте правила, опираясь на которые можно предсказать, будет ли ударение в форме им. падежа ед. числа падать на уменьшительно-ласкательный суффикс или не будет.
Бережок, грешок, звоночек, кармашек, кусочек, овражек, орешек, пирожок, порожек, ремешок, стожок, узелочек, фартучек, чайничек, шажок.

Задание 4

Распределите приведенные ниже слова по группам, учитывая одновременно три признака: а) обозначает ли конечная буква и отдельную часть слова (морфему) или фрагмент какой-то более длинной морфемы (выделите эту морфему); б) к какому типу (корень, суффикс или окончание) относится морфема -и- или более длинная морфема, в состав которой входит и; в) если это суффикс, то используется ли он для образования нового слова или формы слова.
Будучи, вдали, влезши, виски, детьми, дрязги, макси, наперегонки, пряди, синими, урывками, цунами.

Задание 5

При подчинительной связи управления зависимое слово ставится при главном в определенный падеж, но не в определенное число, поэтому число зависимого можно изменять, например: взять книгу в руку, взять книги в руку, взять книгу в руки, взять книги в руки. Однако существуют сочетания, в которых такая замена невозможна несмотря на то, что у зависимого существительного имеются формы обоих чисел; например, можно сказать Кошка переловила мышей и Ребенок разбросал игрушки, но предложения Кошка переловила мышь и Ребенок разбросал игрушку неправильны. Бывает ли так, что при этих глаголах объект действия обозначается существительным в ед. числе? Если да, то чем можно объяснить, что одни существительные употребляются в этой форме, а другие – нет? Одинаково ли объяснение для всех подобных случаев?

Задание 6

Для каждого слова в приведенном ниже предложении укажите все его непостоянные морфологические признаки и только их. (Указывайте не только сам признак, – например, род, – но и каково значение признака, – например, женский род.) Если у слова нет непостоянных признаков, то отметьте это.
Для приготовления геркулесовой каши на две порции надо взять стакан хлопьев, немного сахара и тщательно перемешать.

Задание 7

Могут ли в русском предложении два предлога располагаться подряд, при этом так, чтобы между ними не было знака препинания? Если это возможно, приведите примеры таких сочетаний и охарактеризуйте их структуру, а при необходимости укажите также и свойства предлогов, допускающих подобное употребление. Может ли предложение Он шел вслед за мной рассматриваться как подходящий пример?

Задание 8

Можно ли из приведенных ниже простых предложений составить сложноподчиненное предложение с помощью каждого из следующих слов и сочетаний: в результате чего, отчего, поскольку, потому, потому что, почему, поэтому, так что? Если это возможно, то составьте такое предложение, укажите, к какому виду сложноподчиненных предложений оно относится и чем именно (союзом или союзным словом) связаны его части. Если какое-то из перечисленных слов или сочетаний не может соединять части сложноподчиненного предложения, объясните, с каким его свойством это связано.
Ночью выпало много снега. Передвигаться по улицам стало трудно.


Ребята, если вас заинтересовала информация, более подробно об олимпиаде вы можете узнать здесь
На сайте вы сможете познакомиться с нормативными документами, завести личный кабинет, посмотреть  олимпиадные задания  прошлых лет с ответами. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий