Практически
любая тема в изучении русского языка может подвигнуть на творчество. В моем "Заветном сундучке" есть лингвистические сказки,
непосредственно связанные с разделом «Речь». Они создаются при освоении таких
речеведческих понятий, как текст, стили речи, типы текстов. "Сказку о Курочке Рябе", написанную в разных стилях речи, я думаю, наши читатели хорошо помнят.
Работая над определением типа текста, начиная с пятого класса обращаемся к «помогалочке»: мысленно «вооружаемся фотоаппаратом» и «фотографируем» то, о чем говорится в тексте. Вошло все на один снимок – перед нами текст-описание. Работаем с текстом-повествованием – придется сделать столько фотографий, сколько действий описано в тексте. Содержание текста-рассуждения вообще фотографированию не поддается.
Об этом лингвистическая сказка семиклассницы Юли Р.
Как Тексты фотографировались
В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее
сказать, в прекрасной стране Лингвинии был город Речеведческ. Жило в этом
городе множество Текстов. Разные они были, потому жили на разных улицах. А
улицы эти назывались Повествовательная (на ней жили Тексты – повествования),
Описательная (в ее домах селились Тексты
– описания) и Рассужденческая (жителями ее были Тексты – рассуждения).
Однажды в город Речеведческ приехал фотограф.
Прибежали на главную площадь города жители всех трех улиц, прихорашиваются,
фотографироваться собираются.
Встал перед фотографом Текст-описание - и давай березу описывать: соловьем заливается –
описывает, какая эта береза: и белоствольная, и кудрявая, и с сережками.
Послушал-послушал фотограф, присмотрелся – и сделал снимок. Все, о чем
рассказал Текст-описание, на одном снимке уместилось. Замечательный снимок
получился.
Встал перед фотографом Текст-повествование, начал
рассказывать, как мальчик рыбу ловил. Повествует он о том, что мальчик делает,
эпизод за эпизодом следует.
А фотограф только успевает фотоаппаратам щелкать.
Много кадров получилось, каждое действие мальчика на фотографиях запечатлелось.
Наконец подошла очередь фотографироваться
Тексту-рассуждению. Вышел он вперед, выдвинул тезис и давай аргументировать,
доказывать, почему он так считает. Фотограф и с одного бока к
Тексту-рассуждению зайдет, и с другого – никак сфотографировать не может. Так и
не получил Текст-рассуждение фотографии: нефотогеничным оказался.
Отлично, образно и легко запоминается!
ОтветитьУдалитьВсе очень доступно и понятно! Большое спасибо!!!
ОтветитьУдалитьИнтересный ресурс, спасибо.
ОтветитьУдалитьСпасибо за прекрасный материал! Успехов!
ОтветитьУдалитьА ведь так и есть. Ни с какого боку текст -рассуждение не сфотографируешь...
ОтветитьУдалитьЗабавно. Возьму в "ЗОЛОТОЕ СОЛНЫШКО"
ОтветитьУдалитьСпасибо огромное. Я, конечно, утащу на урок! Замечательная работа!
ОтветитьУдалитьЗдорово!!! Все ваши материалы подкидываю вашей коллеге-литератору,чтобы пример брала,как надо работать, а не за красивые глазки получать вышку, не прикладывая труда.Успехов и творческого горения!
ОтветитьУдалитьИнтересная сказка. Спасибо.
ОтветитьУдалитьКак здОрово! И доступно, и увлекательно.
ОтветитьУдалитьХорошая сказка у Юли получилась! Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗамечательная сказка. У талантливых учителей и дети талантливые.
ОтветитьУдалитьЗамечательно, метод сравнения помогает понять материал, очень доступен !!!!!! Девочка талантливая, такие ребята очень дороги учителю, желаю творческих успехов, новых сказок !!!!! Спасибо от души !!!!!
ОтветитьУдалить