пятница, 4 октября 2013 г.

Как тексты фотографировались. Из "Заветного сундучка"

Практически любая тема в изучении русского языка может подвигнуть  на творчество.  В моем "Заветном сундучке"  есть  лингвистические сказки, непосредственно связанные с разделом «Речь». Они создаются при освоении таких речеведческих понятий, как текст, стили речи, типы текстов.  "Сказку о Курочке Рябе", написанную в разных стилях речи, я думаю, наши читатели хорошо помнят.


 Работая над определением  типа текста, начиная с пятого класса обращаемся к «помогалочке»:  мысленно «вооружаемся фотоаппаратом» и «фотографируем» то, о чем говорится в тексте. Вошло все на один снимок – перед нами текст-описание. Работаем с текстом-повествованием – придется сделать столько фотографий, сколько действий описано в тексте. Содержание текста-рассуждения  вообще фотографированию не поддается.

Об этом лингвистическая сказка семиклассницы Юли Р.


Как Тексты фотографировались

В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее сказать, в прекрасной стране Лингвинии был город Речеведческ. Жило в этом городе множество Текстов. Разные они были, потому жили на разных улицах. А улицы эти назывались Повествовательная (на ней жили Тексты – повествования), Описательная (в ее домах  селились Тексты – описания) и Рассужденческая (жителями ее были Тексты – рассуждения).


Однажды в город Речеведческ приехал фотограф. Прибежали на главную площадь города жители всех трех улиц, прихорашиваются, фотографироваться собираются.
Встал перед фотографом Текст-описание - и  давай березу описывать: соловьем заливается – описывает, какая эта береза: и белоствольная, и кудрявая, и с сережками. Послушал-послушал фотограф, присмотрелся – и сделал снимок. Все, о чем рассказал Текст-описание, на одном снимке уместилось. Замечательный снимок получился.

Встал перед фотографом Текст-повествование, начал рассказывать, как мальчик рыбу ловил. Повествует он о том, что мальчик делает, эпизод за эпизодом следует.   
А фотограф только успевает фотоаппаратам щелкать.
   

Много кадров получилось, каждое действие мальчика на фотографиях запечатлелось.


Наконец подошла очередь фотографироваться Тексту-рассуждению. Вышел он вперед, выдвинул тезис и давай аргументировать, доказывать, почему он так считает. Фотограф и с одного бока к Тексту-рассуждению зайдет, и с другого – никак сфотографировать не может. Так и не получил Текст-рассуждение фотографии: нефотогеничным оказался.



13 комментариев:

  1. Отлично, образно и легко запоминается!

    ОтветитьУдалить
  2. Захарова Людмила4 октября 2013 г. в 02:33

    Все очень доступно и понятно! Большое спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за прекрасный материал! Успехов!

    ОтветитьУдалить
  4. А ведь так и есть. Ни с какого боку текст -рассуждение не сфотографируешь...

    ОтветитьУдалить
  5. Забавно. Возьму в "ЗОЛОТОЕ СОЛНЫШКО"

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо огромное. Я, конечно, утащу на урок! Замечательная работа!

    ОтветитьУдалить
  7. Здорово!!! Все ваши материалы подкидываю вашей коллеге-литератору,чтобы пример брала,как надо работать, а не за красивые глазки получать вышку, не прикладывая труда.Успехов и творческого горения!

    ОтветитьУдалить
  8. Виктория Сергеева9 октября 2013 г. в 07:03

    Как здОрово! И доступно, и увлекательно.

    ОтветитьУдалить
  9. Наталья Ахметшина9 октября 2013 г. в 12:33

    Хорошая сказка у Юли получилась! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  10. Замечательная сказка. У талантливых учителей и дети талантливые.

    ОтветитьУдалить
  11. Любовь Залевская1 ноября 2013 г. в 01:31

    Замечательно, метод сравнения помогает понять материал, очень доступен !!!!!! Девочка талантливая, такие ребята очень дороги учителю, желаю творческих успехов, новых сказок !!!!! Спасибо от души !!!!!

    ОтветитьУдалить