понедельник, 29 апреля 2013 г.

По дорогам войны (Из "Заветного сундучка")


В. Артамонов. На дорогах войны

Моя прабабушка, Чеботарева Евгения Федоровна, ветеран Великой Отечественной войны, с самого начала войны работала в госпитале. Вот что она рассказывает о том нелегком времени.


Война застала прабабушку  на отдыхе в городе Сочи. Она была там со своей дочерью у сестры. Сразу же после объявления войны, после выступления Молотова по радио Евгения Федоровна побежала в военкомат. Там уже шла запись добровольцев на фронт. У всех  было единое стремление – попасть на фронт, защищать свою Родину от врага. Но ее не взяли, так как у нее был маленький ребенок.  С трудом добралась она до дома, до Баку, где до войны работала в больнице рентгенотехником.

Бабушке Жене удалось добиться, чтобы ее приняли на должность медсестры в эвакогоспиталь
N 12-89, который формировался для отправки на фронт. Но прошло еще больше года,  пока им объявили, что их посылают в прифронтовые районы юго-запада.  Никогда никто не знал и не должен был знать, куда они едут и где остановятся.  Все это время, работая в госпитале, они слышали от раненых бойцов, как советские люди сражаются на фронте, но пока еще не видели ужасов войны.

Наконец, осенью 1942 года, работники госпиталя получили приказ об отправлении. Госпиталь будет останавливаться в прифронтовых районах, лечить раненых, поступивших прямо с поля боя, и отправлять их долечиваться в тыл. У многих не с кем было оставить детей, и им разрешили взять детей с собой. Везли весь госпитальный инвентарь, оборудование рентгенкабинета, физиокабинета и всех работников госпиталя в товарном составе.

Жили в этих вагонах очень дружно, никто не жаловался на неудобства. Состав часто останавливался в пути, люди выбегали с котелками, разжигали костер и ставили варить картошку. Но вдруг раздавался крик: «По вагонам!» - и все торопились вскочить в свой товарный вагон с недоваренной картошкой.   

Хлеба не было, и на станциях местные жители иногда продавали лепешки из жмыха (это отжатые семечки пополам с соломой и еще чем-то). Так ехали до Киева, очень долго ехали… И чем ближе подъезжали к фронту, тем больше видели, что фашисты сделали с нашей страной: разрушенные строения, одинокие печные трубы вместо домов, трупы, сожженные поля пшеницы, беженцы, заплаканные дети.

Шел состав медленно, все прислушивались к отдаленным залпам орудий. Все это было похоже на сон или страшное кино.  Не верилось, что все это реально.

6 ноября 1943 года Киев был освобожден, но земля еще дымилась, и раненые бойцы ждали госпиталь.  Жить было негде: все здания разрушены.  Их выгрузили на какой-то станции, не доезжая до Киева.  Шли бои, но, вспоминает баба Женя, уныния не было -  были молодость и терпение: вся страна находилась в таком положении.

Появилась танковая бригада, танки шли с фронта. Многие бойцы были ранены. Им оказали первую помощь прямо на станции.  Танкисты были молодые, веселые.  Кто-то завел патефон, и начались танцы. Пели песни и плакали потихоньку...

Мальчишки-танкисты продолжали свой путь на фронт. Не успели с ними попрощаться, как многие из них  уже были тяжело ранены, и их опять привезли в эвакогоспиталь.  А многие были убиты…  Тяжело было поверить, что их нет в живых.

Так началась жизнь госпиталя рядом с фронтом, со взрывами, со смертью. Под госпиталь отдали уцелевшие казармы, жили на узлах, отгороженные друг от друга простынями.  Питались где-то добытой картошкой и кукурузой с соседнего поля.  Работали сутками. Много раненых прошло через руки медсестер, которые заботой и чутким отношением спасали жизни бойцов.

После Киева госпиталь продолжал свой путь по Западной Украине: Винница, Проскуров, Львов…  Бабушка сдавала кровь, как и остальные работники госпиталя.  Везде и всегда она слышала от раненых солдат: «Скорее бы на фронт! Скорее бы добить врага!»

Конец войны бабушка встретила в Проскурове. Это была большая радость. Люди выбежали на улицу, кричали «Ура!», прыгали, целовались. А утром встречали танковую дивизию Конева, люди несли его на руках.

Видела бабушка Женя свежую могилу погибшего  при освобождении Киева генерала Ватутина, могилы заживо похороненных евреев,  Бабий Яр и многое другое…   Видела, как вели огромную колонну пленных немецких солдат и их генералов. Люди стояли на обочине дороги и молча смотрели на них, некоторые старухи плевали им вслед и плакали. После них мыли улицу водой, как бы смывая грязь после фашистов…

Война закончилась нашей Победой, но никогда не забудут наши бабушки и дедушки дни и ночи этих долгих лет. День Победы – это «радость со слезами на глазах».

                                                                                              Дмитрий Лебо, 2000г.

13 комментариев:

  1. Спасибо.
    Воспоминания, воспоминания...Настоящие были люди: чистые, искренние...

    ОтветитьУдалить
  2. Да, воспоминания... А ведь многие ветераны не могут даже многое рассказать, до сих пор болит душа от ран войны и душат слёзы. Но эти воспоминания так ценны для нас,наших детей и внуков! Спасибо ребятам, которые трепетно собирают воспоминаю свидетелей тех военных времён.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это точно, Клавдия Муслимовна! Мой папа только незадолго до смерти раскрылся! Словно чувствовал... Иногда его просто "прорывало" - а я сидела, боясь шевельнуться, и все впитывала... Пытаюсь теперь сохранить все... Собираю архив для внуков. Может, когда-нибудь и свое опубликую.

      Удалить
  3. Будут благословенны наши бабушки, дедушки, мамы и папы, кто выдержал это чудовищное испытание

    ОтветитьУдалить
  4. Ответы
    1. У меня в альманахах и фотографии есть, попыталась прогнать их через сканер, но они совсем "нечитаемые"! :(

      Удалить
  5. Господи, дай прожить нам, нашим внукам и правнукам без этих ужасов войны.
    Вечная память нашим героям.

    ОтветитьУдалить
  6. Это должны знать и помнить всегда наши дети и внуки.Низкий поклон ветеранам!

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за память, за эти крупинки тяжелого прошлого нашей страны.

    ОтветитьУдалить
  8. Пока мы помним, мы живем!Пусть не повторится то, что было!..

    ОтветитьУдалить
  9. Помнят дети - значит будут помнить внуки...

    ОтветитьУдалить
  10. Мой дед долгие годы считался пропавшим без вести, и только в конце 80-х узнали, что он погиб в первые дни боёв на Курской дуге.Бабушка так и не узнала об этом...
    Вчера только приехали из Бреста, были с ребятами в крепости. Святое место...Спасибо защитникам Брестской крепости, всем ветеранам той страшной войны! Память о них жива!

    ОтветитьУдалить