среда, 3 апреля 2013 г.

Из "Заветного сундучка". Нравственные проблемы современной прозы



Когда еще не было ЕГЭ, писали мои ученики сочинения. Много сочинений. Рассуждали о различных проблемах русской литературы.

С огромным удовольствием перебираю и перечитываю работы моих выпускников. Вот сочинение на тему "Нравственные проблемы современной прозы. (На примере повести В. Распутина "Прощание с Матерой")". Написано оно Настей А. в 2002 году. Более десяти лет прошло, а "вечные" проблемы так же ВЕЧНЫ...

В сочинении и проблема совести очень ярко высвечивается. Потому, думаю, это сочинение имеет право находиться рядом с плакатом о СОВЕСТИ.



В чем смысл человеческого существования? Как относиться к тому, что непременно постигнет любого человека, - к смерти? Что живущее поколение оставит своим потомкам? Вопросы эти из категории «вечных». «Проклятые», как определил их Ф.М. Достоевский, вопросы. Они суть нравственных проблем, которые во все времена ставят писатели в своих произведениях, пытаясь найти на них ответы, заставляя задуматься над ними читателя. Не обошли этих проблем и современные писатели: Ч. Айтматов, В. Белов, В. Астафьев, В. Распутин. Но, кроме этих, «вечных», вопросов, затрагиваются в их произведениях проблемы, ставшие актуальными на исходе 20 века, перешедшие в век 21: экологические последствия научно-технического прогресса, наступление цивилизации на немногие оставшиеся уголки патриархальной жизни.

   Все эти проблемы подняты одним из самых совестливых писателей современности В. Г. Распутиным в повести «Прощание с  Матерой».

   Матера – это остров на Ангаре, где уже «триста с лишним» лет живут люди, из поколения в поколение возделывая плодородную сибирскую землю, которая в благодарность дает им хлеб, «картофку», корм для скотины. Созданная их «выделанными руками» жизнь кажется «вековечной», как и они сами, «древние» старухи и старики: Дарья, Катерина, Настасья, уже не помнящие «лет своих в точности», дед Егор, «лохматый босоногий старик», матершинник  и «святая душа» Богодул. Однако…наступает весна, «своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матеры, для острова и деревни,  носящих одно название».

     Наука и техника, которые были возведены у нас на недосягаемую высоту, добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно было стерто с лица Земли. Так надо, и с этим уже ничего не поделать, распроститься с Матерой придется. «Скоро, скоро» поднятая плотиной электростанции Ангара «затопит с макушкой» окрестные земли. Должно исчезнуть всё:  дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище – вся земля уйдет под воду навечно.

      По-разному относятся к этому событию материнцы. Никак не могут смириться с гибелью Матеры «старинные старухи» и старики, не утратившие связи с землей, с древними традициями. Но старики не просто хвалят прежние времена, но и думают в первую очередь о том, как будут жить дальше их дети и внуки. Из заветов своего отца главная героиня Дарья Пинигина вспоминает как раз то, что нужно сегодняшней молодежи: «Тятьке как помирать, а он все в памяти был, все меня такал…он говорит: «Ты, Дарья, много на себя не бери – замаешься, а возьми ты на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть ». «Раньше, - продолжает рассуждать о совести старуха Дарья, - её видать было: то ли есть она, то ли нету. Кто с ей – совестливый, кто без её – бессовестный. Тепери холера разберет, все сошлось в одну кучу – что то, что другое. Поминают её без пути на каждом слове, до того христовенькую истрепали, места живого не осталось. Навроде и владеть ей неспособно». И рисует Распутин тех, кому «владеть ей неспособно»: «пожогщиков», начальство – добровольных губителей Матеры, людей, отпавших от земли, исконных традиций, человечности вообще. Емким словом определяет их сущность автор повести – «обсевки». Один их них – Петруха, сын старухи Катерины, и сам-то лишь изредка вспоминавший, что было ему при рождении имя дано – Никита Зотов. И живет он с балаганной кличкой – без имени, без совести, без корней. И не оставит он о себе никакой памяти, кроме геростратовой: своими руками поджигает он родной дом, ставя последнюю точку в давно начатом его разрушении.

      Да, память – злободневнейшая нравственная проблема современности. И «Прощание с Матерой» ставит в полную силу вопрос о наших корнях, о нашей памяти, о нашем прошлом и будущем. А память человеческая прежде всего связана с местом, где ты родился, где стоит твой дом, где похоронены предки твои. Наверное, не случайно именно на кладбище в первую очередь приходят строители на Матере, вызывая тем самым негодование оставшихся на ней жителей. Легкость, с какой обращаются люди с могилами, переносится и на все остальное. И недаром вслед молодому поколению, представителем которого является Андрей, внук Дарьи Пинигиной, раздается вещее напутствие: «Не дай Господь, чтобы жизнь твоя показалась тебе легкой».

       Не может примириться бабка Дарья с тем, что желание внука быть на «передовом крае» стройки века оборачивается душевной черствостью, потерей чувства «малой родины». И сущность одной из проблем повести в необходимости выбора: что для тебя родина – земля или территория? Землю освобождают. Территорию захватывают. Хозяин – на земле; на территории – завоеватель, покоритель. О земле, которая «всем принадлежит – кто до нас был и кто после нас придет», не скажешь: «После нас хоть потоп…» Кто же мы на этой земле – хозяева или временные пришельцы? – Над этим вопросом заставляет задуматься читателя автор повести.

    Есть в «Прощании с Матерой» нечто такое, что противостоит разрушающей силе безнравственности. Это чувство сопричастности всему живому и вечному на Земле. Человек – лишь звено в цепи человеческих поколений. Человек – лишь часть Природы. Не царь её, потому что «поцарюет, поцарюет, да загорюет», а дитя Природы, которое должно учиться у матери жизненной стойкости.

    Символ жизнестойкости, символ «вечной природы» - «царский листвень», могучее дерево, держащее, по преданию, на себе весь остров, всю Матеру. Не поддался «царский листвень» пожогщикам. Как ни старались они, не смогли ни сжечь,ни спилить стойкое дерево; «…выстоявший непокорный «царский листвень» продолжал властвовать надо всем вокруг. Но вокруг него было  пусто».

      Повесть В.Распутина «Прощание с Матерой» собирает в себе целый узел тесно переплетенных между собою нравственных проблем, часть которых писатель решает сам, а часть оставляет для своего читателя. Драматические ситуации, описанные в повести, позволяют автору раскрыть те нравственные законы, по которым живут его герои. Прослеживая вместе с писателем судьбы старых женщин, вникая в их заветные мысли, мы понимаем, что только кровная причастность к родной земле, к труду на ней, к природе, к людям, к бесконечной цепи поколений дает смысл человеческому существованию. В противном случае нам всем угрожает бездуховность.

16 комментариев:

  1. Спасибо,Людмила за Вашу работу ,искания и находки . Чудесный сайт, как источник живой воды!

    ОтветитьУдалить
  2. Глубокая работа, осмысленная. Спасибо, Людмила Николаевна, вам и вашей ученице.

    ОтветитьУдалить
  3. Серьезные мысли, умные, глубокие, понимающие суть явления. Сейчас нет таких мыслящих учеников, жаль...

    ОтветитьУдалить
  4. Вы научили ребят глубоко и по-взрослому мыслить! Молодцы просто!

    ОтветитьУдалить
  5. Замечательная работа. Глубокая, осознанная, обдуманная.Здорово, что есть такие ученики, хорошими людьми растут!

    ОтветитьУдалить
  6. Как родниковой воды попила! Спасибо, дорогая моя!

    ОтветитьУдалить
  7. Прекрасная работа! В ней есть главное - способность душою постигать нравственные законы жизни.
    Мне тоже дороги работы ребят прежних лет, их понимание "вечных проблем" бытия, поэтому позволю себе привести фрагменты из сочинений своих выпускников.
    Загадка самого волшебного человеческого чувства – любви - ещё не разгадана. Известно только то, что оно бывает разным: взаимным и неразделённым, окрыляющим и мучительным, светлым и тёмным одновременно.
    Игры судьбы нам неведомы. Как и непонятно то, почему она одаривает любовью тех, кто не способен оценить её, лелеять, как драгоценных цветок. Зачем судьба лишает людей покоя, чувства достоинства, гордости, чтобы потом посмеяться над их разбитыми сердцами?
    Это вовсе не патетика. Это сотни печальных трагедий.
    (10 класс)
    Обращаясь к М.Булгакову, нельзя обойти стороной роман «Мастер и Маргарита», ибо весь он основан на евангельской проблеме – проблеме поиска истины о происхождении нашего мира. А истина эта хранилась в книге Мастера, который властью был репрессирован и заключён в лечебницу. Сколько же тогда, во времена Советского Союза, истин, сокрытых в книгах, было похоронено!
    Письменность, давшая нам возможность излагать свои мысли на бумаге, - великий дар, и пренебрегать им – непозволительная глупость.
    (11 класс).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Светлана Николаевна! Как это замечательно, когда дети МЫСЛЯТ!

      Удалить