четверг, 9 января 2014 г.

"Настали святки. То-то радость!"


                             

"Пришли святки, - читаем мы у Толстого - и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20-ти градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого-нибудь ознаменования этого времени". 


По-видимому, "потребность какого-нибудь ознаменования" этих морозных дней, жажда чего-то необыкновенного, особенного жила не только в героях романа "Война и мир", а была органично свойственна всему русскому народу многие столетия - вне зависимости от общественных формаций. Когда в 990 г. князь Владимир низвергал в Днепр языческих идолов, Святки как обряд существовали уже больше пятисот лет. Но счастливая особенность крещения Руси заключалась в том, что оно проходило ненасильственно: дух христианства вносился в языческие верования без агрессии, постепенно - шло ненасильственное преображение народной жизни. Именно поэтому уцелели традиции и Святок, и масленицы.

В знаменитом фильме Александра Митты "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" достаточно точно показаны и маски, в которые рядились на Святки ряженые - медведь, петух, смерть с косой, турок, - и атмосфера разнузданного веселья. Хотя, конечно, само веселье не всегда носило такой откровенно хулиганский характер. Чаще всего это была просто необузданная радость. 

"Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом все веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. - читаем у Толстого - …Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, все более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани. Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи. Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда… С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки". 


Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно надежда им
Лжет детским лепетом своим.



А это уже Александр Сергеевич Пушкин -  про гадающую Татьяну Ларину. Гадали и Татьяна у Пушкина, и Светлана у Жуковского, и Наташа с Соней у Толстого. Гадала вся Россия, несмотря на то что  церковь боролась и с "бесчинными гуляниями", и с гаданиями. 

Святки не знали сословных различий - барыни оказывались в одних санях с дворовыми, и в этом тоже был глубокий смысл: Христос пришел на землю для всех, и этой радостью мы и делимся во время Святок. Еще из Византии пришла традиция после праздника Рождества Христова делиться с неимущими едой и деньгами.

В России в дни Рождества Христова и Святок принято было посылать еду, подарки, денежные пожертвования в тюрьмы, ночлежные дома, больницы, родильные приюты и дома призрения. Это было нормой, правилом.

А у Ивана Сергеевича Шмелева в "Лете Господнем" целая глава посвящена Святкам и описанию того, как в барском доме принимали странников и прочий разномастный люд - устраивали праздничный обед, обильно подавали милостыню и видели в этом радость единения со своим народом. Единение, скрепленное именем родившегося Христа! Который пришел в этот мир, чтобы спасти всех нас - вне различий социальных, материальных, культурных! 

По материалам сайта РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

5 комментариев:

  1. Отличных святок. побольше подарков, сбывающихся гаданий!

    ОтветитьУдалить
  2. Молодость прошла, желание гадать - тоже. Очень интересный материал! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Да, уже не гадаем... К сожалению.
    Спасибо. Материал интересный.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Людмила Николаевна, вспомнились студенческие годы, гадание на суженого)))

    ОтветитьУдалить
  5. Виктория Сергеева19 января 2014 г., 5:58

    Помню я: старушка-няня
    Мне в рождественской ночи
    Про судьбу мою гадала
    При мерцании свечи,

    И на картах выходили
    Интересы да почет.
    Няня, няня! ты ошиблась,
    Обманул тебя расчет;

    Но зато я так влюбился,
    Что приходится невмочь...
    Погадай мне, друг мой няня,
    Нынче святочная ночь.

    Что, - не будет ли свиданья,
    Разговоров иль письма?
    Выйдет пиковая дама
    Иль бубновая сама?

    Няня добрая гадает,
    Грустно голову склоня;
    Свечка тихо нагорает,
    Сердце бьется у меня.

    А.Фет

    ОтветитьУдалить