Направления итогового сочинения дождались, а вот и краткий
комментарий к ним, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт
педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового
сочинения в выпускных классах.
1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о
разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека,
которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть
рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве,
составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные
понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать
моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении
разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм
компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о
победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом,
нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с
внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с
внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность
и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях
и жизненных ситуациях.
4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны
рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности,
народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения
жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на
рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания
между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об
истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
При составлении тем для
итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
соответствие открытым тематическим направлениям;
обеспечение надпредметного характера итогового сочинения
(темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного
произведения);
обеспечение литературоцентричного характера итогового
сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного
материала для аргументации);
нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в
формулировке);
соответствие возрастным особенностям выпускников, времени,
отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем
сочинений.
Спасибо, Людмила Николаевна.
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию.
ОтветитьУдалить